Испытано на себе: как написать пьесу за 5 дней

0
«От первого лица» - драматургическая лаборатория под руководством драматурга, режиссера и актера Рината Ташимова. С 10 по 15 мая она проходила в Калининградском драматическом театре и собрала шестерых участниц. Среди них оказалась и корреспондент «Гуранки» Ксения Раздобреева – поэтому она делится впечатлениями от первого лица.
Фото: Геннадия Филипповича

Для каждой из нас текст, созданный за пять дней, стал первым драматургическим опытом. «Я написала пьесу» - так могли сказать участницы. По факту, конечно, мини-пьесу, набросок – мой «Горизонт событий», например, получился на неполных 6 страниц. Но эти страницы – результат очень интересной работы нескольких дней.

Чтобы стать участником лаборатории, нужно было отправить в заявке текст-предчувствие на тему «Пересечение границ». Куратор проводил отбор исключительно по текстам, после того, как определился – узнал имена авторов. Из более чем 25 заявок отобрал 6: Диану Беляеву, Ангелу-Христину Левченко, Марусю Ерхо, Анжелику Кубряк, Дарью Ганину и меня, Ксению Раздобрееву.

В первый день куратор лаборатории Ринат Ташимов знакомил с теорией – вместе разбирались в структуре пьес, на примерах известных произведений искали исходные события, определяли кульминации и распределяли конфликты по уровням. Для тренировки фантазии писали на листочках рандомные места действий, героев и их действия, а потом соединяли вместе «Кто? Где? и Что делает?», чтобы придумать интересную историю. Известное упражнение, но мозги заставляет работать очень активно. И здесь же сразу видна разница между мышлением драматурга и «обычного человека». Мастер-класс по расстановке акцентов от Рината Ташимова прошел на «ура»: казалось бы, пара штрихов, несколько ярких красок к образу, уточнение детали – и банальная история превращается в любопытную острую зарисовку с потенциальным развитием события.

В конце первого дня лаборатории мы все получили первое домашнее задание: к заданному отрывку придумать остальные части истории таким образом, чтобы он стал поочередно исходным событием, кульминацией или концовкой гипотетической пьесы. За придумыванием этой истории мы провели ночь и половину следующего дня. Вторая часть задания на дом – подумать о «своей боли», то есть почувствовать, какая тема больше всего отзывается в каждой из нас. Практика показала еще раз – качественно написать совершенно отстраненный текст на чужую для автора тему невозможно. Поэтому сутки прислушивались к своим ощущениям – выбирали значимую лично для каждого тему, пытались нащупать будущий сюжет.

Третий день стал самым продуктивным. Здесь мы определились с героями своих будущих текстов, продумали образы, ключевые поворотные моменты и, самое главное, включили ноутбуки и начали писать!  Главная задача на этом этапе – отстраниться от героев и ситуации, чтобы спокойно рассмотреть их со стороны.

При этом необходимо следовать структуре пьесы. Если предыдущие занятия длились по три часа, то здесь мы полдня писали, искали вдохновение и снова писали. Куратор контролировал процесс – не вмешивался в творчество, но помогал найти опорные точки.

Утром вносили правки и спустя день слушали – впервые в жизни! – слушали, как собственный написанный текст меняется, когда его читают артисты вслух. Возможность вот так проверить, что работает, а что нет – роскошь. Восемь профессиональных актёров калининградского драматического театра оживили наших героев не только для зрителей, но и для нас самих. Я даже успела добавить в окончательный вариант своего текста слово, которое во время читки актер произнес «от себя» - настолько гармонично оно туда вписалось.

И отдельное удовольствие – читка для зрителей – финал лаборатории!  Когда слушала, какие смыслы видят и считывают люди в моем тексте, удивлялась и радовалась. Сперва тому, что они вообще что-то в нем считывают. Потом тому, что именно. Любопытно, что многое из прописанного ненамеренно, а интуитивно, для слушателей оказалось наполненным глубоким смыслом. Я же взглянула на свое произведение с разных сторон и мне это понравилось.

Благодарна всем участникам этого проекта – куратору Ринату Ташимову и организатору Катерине Лучниковой за возможность попробовать давно желанное дело, коллегам по лаборатории за отличную компанию, артистам за прекрасное чтение и отзывчивость, зрителям за то, что послушали и поделились своими впечатлениями, театру за возможность и мерч, который стал нам подарком по итогам проекта.

Это была насыщенная неделя: не только впервые написала драматургический текст, но и впервые слушала его в формате читки в исполнении профессиональных артистов. А потом еще и услышала впечатления зрителей – обсуждение после читки заняло почти час. Отличный опыт. Мне всегда казалось, что писать пьесы – это очень сложно. Убедилась, что это так и есть. Но при этом, как оказалось, очень интересно. Оптика драматурга – вовсе отдельная тема. Возможность попробовать взглянуть на мир через эту оптику полезна во многих сферах – от просмотра спектаклей или фильмов до создания собственных текстов, кстати, не обязательно художественных. Драматургом за 5 дней не стать, и полноценную пьесу за это время вряд ли удастся написать, если она первая в жизни, но прокачать необходимые навыки и понять, как и над чем стоит работать дальше – вполне реально. А кроме того – получить невероятное удовольствие от процесса.

Фото Геннадия Филипповича

Комментарии

Чтобы добавить комментарий, вам необходимо авторизоваться

Пока нет ни одного комментария. Станьте первым!
Поиск
Вход
Имя пользователя
Нажимая на кнопку "Войти", вы соглашаетесь с правилами обработки данных